Таблица 1.2 Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного фонда России на выплату пенсий в 1998-2004 годах.6
Название показателей |
1998 |
2002 |
2003 |
2004 |
Численность пенсионеров – всего (млн. чел.) |
38,5 |
38.5 |
38,5 |
38,6 |
в том числе по старости |
29,1 |
29,0 |
29,6 |
29,6 |
Средний размер пенсии (рублей) |
399 |
1380 |
1585,0 |
1884,0 |
в том числе по старости |
426 |
1483 |
1634,7 |
1935,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (рублей) |
348 |
1372 |
1588 |
1900 |
Отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (%) |
38,0 |
31,3 |
31,0 |
30,00 |
Расходы на выплату государственных пенсий (млрд.рублей) |
184,1 |
642,7 |
769,1 |
886,6 |
в том числе на выплату трудовых пенсий |
167,0 |
597,6 |
718 |
824,3 |
Как видно из таблицы, средний размер пенсий дотягивает до величины прожиточного минимума. Однако, это происходит только со средним показателем. Минимальный размер пенсии гораздо меньше норматива, а его получает население. На данном фоне сформировалась система привилегированных пенсий, размер которых превышает во много раз как средний размер пенсий, так и величину прожиточного минимума.
Острой проблемой является низкий минимальный размер трудовой пенсии по старости, который по состоянию на 1 января 2003 года составил 54% прожиточного минимума пенсионера. Несмотря на то, что средний размер пенсий несколько его превысил (и составляет 103%), а максимальный размер пенсии равен 125% прожиточного минимума, абсолютные размеры пенсий не обеспечивают основные потребности пенсионеров, не говоря уже о "приемлемой и достойной жизни". Приближение размеров минимальной пенсии к уровню прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу.[12]
С 1 января 2005г. произошла замена льгот денежными компенсациями. Данное нововведение неоднозначно было принято обществом, особенно теми категориями населения, которые пользовались преимуществами. Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными компенсациями находятся в центре внимания специалистов. При этом высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие – как обман населения. Проблема сложная. Во-первых, она имеет значительный социальный состав, во-вторых, немаловажную роль играет экономический состав – выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей.[34]
Нельзя отрицать того, что социальное обеспечение осуществляется по принципу ответственного реагирования через индексацию пособий и льгот. В тоже время часть пособий и льгот являет собой наследие прежней системы, когда они предоставлялись по принципу принадлежности к определенной социальной группе. Существует более 1000 видов социальной поддержки населения за счет бюджетных средств. При этом лишь 2 из них предполагает проверку нуждаемости, остальные предоставляются определенной социальной группе. Получается так, что основная помощь распределяется фактически в пользу более обеспеченных граждан, имеющих более легкий доступ к ней, и только четверть попадают к самым бедным.[1]
Подобные статьи:
Политическая психология и политическая идеология
В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического сознания масс — их политическая психология.
Политическая психология предстает как е ...
Общая схема потребностей человека
Потребности:
вещественно-энергетические и информационные;
первоочередные, отдалённые (по иерархии насущности), рациональные и иррациональные;
прямые и компенсаторные. ...
Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей на дальнейшее воспитание
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство
. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу н ...
|