Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений
Страница 1
Статьи по социологии » Социология семьи и брака » Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений

Под браком понимается исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Можно сказать, что брак - это правовая форма, через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины.

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент - интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления молодых людей в брак.

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей. Отношения в семье в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались вступающие в брак и совпадали ли эти мотивы. Мотивы создания семьи многообразны, например: любовь[]; психологические причины; желание иметь детей; экономические причины; сложившиеся обстоятельства. Обычно присутствует не один мотив, но у каждого есть один-два ведущих.

В изучении мотивации семейной жизни принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной жизни (Е.П. Ильин). З.И. Файнбург сводит мотивацию брака к трем причинам: биологической, социально – культурной и экономической. По данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой наиболее часто указываются стремление к половой близости, желание проявлять заботу (у мужчин), желание быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым.

Мотивация на создание семьи сильнее выражена у женщин. Указывается и на то, что мотивация создания семьи зависит и от возраста и социального положения. Большинство молодых людей обоих полов указывают любовь как ведущий мотив создания семьи.

Среди мотивов брачно-семейных отношений, к социальным мотивам следует отнести:: заключение брака в целях соответствовать социальным нормам (например, возраст или желание иметь определённый статус); предоставление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

К психологическим мотивам: потребность в заботе и любви; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; желание иметь стабильного партнера для секса; боязнь одиночества. Заметим, что мотивы многих браков чисто психологического свойства. Например, реализовать свою потребность руководить кем-то, самоутвердиться в роли руководителя. Этот мотив более характерен для мужчин. Для такого мужчины женщина, беспрекословно ему подчиняющаяся, становится ему просто необходима. Но если после Загса от роли послушницы жена отойдет - муж почувствует себя бессовестно обманутым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ранее кем-то отвергнутые или обманутые могут создать семью назло обманщику (обманщице) - фактически также для самоутверждения или по принципу клин клином вышибают. Мужчины, ставящие перед собой задачу жениться только на девственнице, фактически самоутверждаются за счет чувства собственника: “она принадлежит мне и только мне”. Неуверенные в себе стараются найти опору в лице более уверенного человека. Не случайно женщины как существа преимущественно более тревожные, неуверенные в себе по сравнению с мужчинами почитают как одно из ценнейших качеств мужчины его надежность: “за его спиной - как за каменной стеной”. Трудности для семьи кроются в том, что избранник может не оправдать возлагаемых на него надежд.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Основные направления специалиста по социальной работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит ...

Общественный прогресс и его критерии
Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от н ...

Период 1919-1922 гг.
И пройдет совсем немного времени, и сам П.Сорокин будет скрываться в северодвинских лесах от жаждущих его крови «сверхчеловеков», которые поставили себя по ту сторону права и морали. «Конфуз» получился столь сильный, что его никто не за ...