Социальная аномия и самоубийства
Страница 1
Статьи по социологии » Теоретическая социология » Социальная аномия и самоубийства

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Соц. аномия

– это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности. Этим понятием, он описывал социальную ситуацию, "характеризуемую упадком норм, управляющих социальным взаимодействием". Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае "общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее".

Одним из ярких выражений аномии, Дюркгейм видит самоубийства. Их исследованию фактически посвящена, одна из наиболее известных его работ, которая так и называется - "Самоубийство".

В этом исследовании Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Это было особенно драматично, потому что суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Используя статистические данные Дюркгейм писал, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Поэтому самое уникальное индивидуальное событие оказывается детерминированным коллективными и высоко абстрактными факторами. Первый большой раздел этой книги рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания. Дюркгейм завершает каждую часть этого раздела выводом: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом, а, следовательно, лишь социологическая наука способна это сделать.

При анализе статистических данных Дюркгейм обращает внимание на целый ряд закономерностей: в городах удельный вес самоубийств выше, чем в сельской местности; самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики; холостяки более склонны к самоубийствам по сравнению с семейными людьми, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; женщины реже совершают самоубийства, чем мужчины и т.д. Все это говорит о том, что основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает прежде всего характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности дальнейшего существования и принятию решения уйти из жизни. "Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с обществом".

В соответствии с этим Дюркгейм и разрабатывает свою типологию самоубийств. Он выделяет:

Эгоистическое самоубийство

– человек не сладив с группой выходит на индивидуальный протест

Альтруистическое самоубийство

- Этот тип самоубийства, который Дюркгейм называет также "эндемическим", прямо противоположно рассмотренному выше и происходит "в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает . индивидуальность". К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, "когда жизнь становилась им в тягость"; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.

Аномическое самоубийство

. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как "социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием", или "такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно". Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. "Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться". Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию.

Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Но, вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Городская среда как машина перехода от модерна к постмодерну в свете социологии Георга Зиммеля
В современной социальной теории существует ряд разнообразных версий осмысления современного состояния мира. Теории постфордизма, постиндустриализма, глобализации, информационного, сетевого общества, общества риска, постмодернистские филос ...

Основные положения философии О. Конта
Задачу философии Конт видел в описании развития человеческой мысли, которая выражена преимущественно в развитии науки. Основой доктрины Конта является концепция «трех стадий», согласно которой каждая наука проходит в своем развитии три э ...

Основные подходы к социологическому анализу
При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро – и микросоциологический. Макросоциологический, или органистический, подход предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части, и метод, ...