По мнению Скачкова Ю. П., Данилова А. М., Гарькиной И. А. [6], на смену традиционному подходу в образовании должен прийти более широкий стратегический подход – личностно-ориентированный. Студент должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере будущей деятельности, но и быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи: исследовательские, проектные, организационные, предпринимательские и т. д. Должна быть сформирована и готовность студента к самообразованию.
Существенное значение имеет выбор каждым вузом правильной долгосрочной стратегии подготовки специалистов. Обоснованный выбор такой стратегии позволяет своевременно изменять как спектр, так и количество выпускаемых специалистов по различным специальностям подготовки, вводить в программы подготовки новые дисциплины и технологии обучения и, как следствие, уверенно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Похолков Ю. в своей статье приводит 7 принципов университета инновационного типа, где отражает в пространстве критериальных оценок и такой важный критерий: востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях. Пока на практике среди оценок деятельности вуза редко используется данный критерий.
На всероссийской конференции, проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Министерства образования и науки РФ. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля – 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в доучивание, достигают сегодня значительных цифр. Со стороны предприятий нужны, таким образом, встречные шаги и участие и в формировании учебных планов, и в самом обучении.
В Нижегородской области имеются примеры эффективного сотрудничества системы высшего профессионального образования и промышленных предприятий по подготовке специалистов широкого профиля в соответствии с требованиями рыночной экономики, расширения целевой контрактной подготовки, внесения изменений, согласованных с работодателями, в учебный план. Особо здесь следует отметить ОАО «Заволжский моторный завод», развивающий свой учебный центр и вкладывающий средства в развитие молодых кадров, ОАО «Нижфарм», ОАО «Нижегородский масложировой комбинат».
В целях обеспечения качественного образования и привлечения молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения Нижегородской области в 2006 году в области начата реализация программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения» на 2006-2020 годы (утверждена Законом Нижегородской области от 3 мая 2006 года № 38-З). На сегодняшний день участниками программы являются 200 молодых специалистов, которые с 1 сентября приступили к работе в учреждених образования и здравоохранения сельских районов области. С целью их закрепления на рабочих местах на условиях льготного и долговременного кредита им выделено благоустроенное жилье и автомобили.
В связи с обозначенными проблемами закономерно встает вопрос о роли в их решении службы занятости населения, о совершенствовании взаимодействия со всеми субъектами рынка труда (рис. 5).
Служба занятости, являясь активным субъектом рынка труда, участвует в решении проблем трудоустройства молодежи, в т. ч. выпускников вузов. Можно выделить 4 основных аспекта деятельности Нижегородской областной службы занятости населения в этом направлении:
1. Корректировка объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях.
2. Развитие и совершенствование системы профориентации.
3. Мониторинг обращения выпускников профессиональных учебных заведений, информирование о ситуации на рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях.
Подобные статьи:
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе общество ...
Хип-хоп-культура
Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго.
Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» — улица. Считается, что это направлени ...
Понятие общества.
Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно и само общество есть пр ...
|