Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии
Страница 2
Статьи по социологии » Место образования в системе ценностей молодого поколения » Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии

Среднесрочные цели (стратегии) молодежи, как и жизненные планы, сугубо реалистичны и интровертивны, то есть личностно и биографически окрашены, касаются только себя и, в крайнем случае, ближайшего окружения. Это подтверждается выраженной ролью межпоколенной трансляции: высокий уровень образования родителей определяет повышенное желание и детей получить хорошее образование; дети родителей с более высоким уровнем образования проявляют более активную жизненную позицию.

Относительно специфики жизненных стратегий, согласно результатам исследований, можно сделать вывод о разрушении традиционной временной перспективы в биографическом планировании молодежи. А именно: на обозримом горизонте (3-5 лет) их жизненных планов нет конкретной профессии и места работы, а есть привлекательная статусная позиция: хорошее образование, хорошее место и хорошая зарплата вообще. Иными словами, планируются не конкретная профессия, место работы или зарплата; планируется некий адаптивный ресурс. Даже потребительские планы молодежи не включают трат на дачи, путешествия и т.п., и на ближайшее время представлены не «целями – целями», а «целями – средствами» (кроме собственного жилья): компьютер и автомобиль как условия и источники адаптации. Поэтому молодежь использует не линейные (все усилия в одну точку), а «веерные» образовательные стратегии, стремясь использовать максимальное количество вариантов в разных областях, «нахватать» субъективно значимый потенциал. Так можно сделать вывод, что образование для молодых людей является превентивным адаптационным поведением без четкого представления о конкретной цели его получения. В некотором смысле образование позиционируется как самоцель, а не как средство и в ряду основных жизненных целей приравнивается молодежью к «успешной карьере» и «материальному достатку». Это, думается, самым непосредственным образом влияет на характер стратегий «отложенного вознаграждения», «принудительной адаптации» и - в конечном итоге - на социокультурную ситуацию в целом.

Страницы: 1 2 


Подобные статьи:

Исследования женщин и гендерные исследования на западе
С начала развития исследований женщин в России в 90-х годах дебатируется воз­можность использования западных феминистских теорий для анализа российских гендерных отношений. Вопрос заключается в том, насколько эвристичны схемы и под­ходы, ...

Общее понятие семиотического подхода
Семиотика - это наука о знаках. Она близка по своим системным задачам и функциям философии, логике, языкознанию. Она также может эффективно служить основой художественной и журналистской критики, а также исследований коммуникативных проце ...

Представления студенческой молодежи о роли фотосъемки в туристском путешествии
На рубеже XX-XXI веков в условиях глобализации и информатизации современных обществ происходит процесс виртуализации социальной действительности. Виртуализация представляет собой процесс конструирования некой «другой», идеальной, вообража ...