Понятие и сущность стереотипа.
Страница 3

В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде­ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей от­носительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей

. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха­рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз­личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ­ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так­же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе­дневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на­циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти­пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас­пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении и функционировании сте­реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима­тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ­ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ­ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан­типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по­ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на­рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.

Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон­цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте­реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по­добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок­ружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле­ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе­матизме и обобщенности стереотипные представления о других на­родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу­жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый­ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Страницы: 1 2 3 


Подобные статьи:

Социологическое наблюдение: общая характеристика метода
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочислен ...

Рекомендации специалиста по социальной работе семье, социальным педагогам, педагогам
Выводы, к которым мы пришли, позволяют сделать следующие рекомендации: 1. Необходимо помнить, что каждый "проблемный" подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социал ...

Дескриптивная социология Платона. Изменение и покой
Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них. Платоновская социология представляет собой своеобразную смесь теоретических спекуляций с острым видением фактов. Ее спекулятив ...