Заключение

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество

– это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.

Основные элементы культуры:

а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;

б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;

в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;

г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

Основные формы культуры:

- высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;

- народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы;

- развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.

Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами.

Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее.

Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

[1] Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - С 33-35.

[2] Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.56.

[3] Там же. - С.57.

[4] Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. -С.289.

[5] Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.55.

[6] Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – С.9.

Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -С.104.

[8] Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С.84-86.


Подобные статьи:

ПР - технологии создания корпоративного имиджа. Общие положения разработки ПР - кампании.
Для нынешней ситуации на рынке товаров и услуг характерна жесткая конкуренция всех организаций и корпораций, ведущих широкомасштабное наступление в борьбе за клиента, порой весьма некорректное к общественности. Успешное проведение любых а ...

Развитие культуры
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет сделать вывод, что долгое время человек по своему образу жизни практически не отличался от животных. Древнейшие люди, наши предки, не имели каких-либо сносных построек, одежды, д ...

Микроуровень и макроуровень
Социальное взаимодействие изучается и исследуется на двух основных уровнях: микроуровень и макроуровень. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие ...