Можно заметить, что
природа общности во многом накладывает свой отпечаток и на структуру общества.
Последняя предстает как полиструктурное образование. И в зависимости от тех или
иных исследовательских интересов можно говорить о разных проявлениях социальной
структуры. В частности, можно говорить об этнической, демографической,
конфессиональной, производственно-экономической и, наконец, о
социально-политической структурах общества. Последняя часто выражается понятиями
классовой, или стратификационной, организации общества.
Изучение структуры и
социальных процессов всегда велось с позиции двух противоположных
методологических установок: либо с позиции единого определяющего фактора, либо
с точки зрения множества различных факторов, определяющих структуру и развитие
общества.
В качестве примеров
первого подхода можно назвать концепции географического детерминизма,
биологизма, органицизма, эволюционизма, экономического детерминизма,
индустриальных или информационных моделей развития общества.
В XIX-XX
вв. в теоретической социологии противоборствовали две концепции структурной
организации и развития общества: биполярного и полиполярного мира. Первая
развивалась в рамках марксистского подхода, вторая – позитивистского
истолкования социальной структуры.
С точки зрения
марксистского подхода структура общества, построенного на основе частной
собственности, определяется борьбой двух основных классов. Все экономические,
политические, социально-нравственные и даже эстетические отношения определялись
классовыми интересами и их противоборством.
Позитивистская же
трактовка структуры общества стремилась расширить диапазон субъектов
экономических и социально-политических отношений, выразить их не столько через
состояние борьбы, сколько через состояние гармонии и взаимозависимости.
В XX
в. эта концепция оформилась в теорию стратификации и социальной мобильности.
Основными
разработчиками ее стали М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Не
отбрасывая понятия класса, они ввели в научный оборот понятие слоя, или страты,
в качестве основного элемента социальной структуры. Последняя стала
трактоваться как сочетание различных слоев, т.е. таких общностей, которые
отличаются друг от друга не по одному, а по нескольким параметрам или
критериям. Таковыми стали считаться доход, образование, престиж, обладание
информацией и властью. На этой основе стали выделяться три основных социальных
слоя: высший, средний и низший. Отношения между этими слоями и стали
рассматриваться в качестве основных элементов социальной структуры,
определяющих её функционирование, изменение и развитие, получив название
«теории социальной стратификации».
Причем сами эти
общности стали рассматриваться не по принципу закрытых систем, как сословия или
классы, а как системы открытые, т.е. такие, которые не содержат запретов и
препятствий для перехода из одного слоя в другой. Эта концепция получила
название «социальной мобильности». При этом предполагались движения как по
вертикали(вверх или вниз), так и по горизонтали, т.е.в рамках одного и того же
слоя. Активное участие всех слоев общества в политической жизни определяло
демократический статус государства, его открытый характер в отличие от
тоталитарных систем, всегда отличавшихся закрытостью своих властных структур.
Тоталитарность в
большинстве случаев рассматривают как исключительно отрицательную систему. Но в
ней есть свои мобилизирующие факторы, позволяющие концентрировать усилия
общества на решении национальных задач.
Так или иначе, общности
имеют свою историю становления, законы функционирования и развития (например,
зарождение классов и их роль в экономической и политической жизни общества),
знание которых помогает ответить на вопросы, что такое общество, каковы его
структура и пути развития.
Подобные статьи:
Основные критерии качества жизни
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «ур ...
Роль мужа в браке
"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11:3) [5]. "Отношения подчинения Евы и Адама до грехопадения были естественными. Именно муж был первым творением, от ...
Проект «Молодая семья».
Создание условий для повышения качества жизни молодых семей Пермского края возможно на основе развития и реализации потенциала молодых семей (экономический, демографический, образовательный, информационный и иные аспекты) через создание е ...
|